Ямы на дороге

Как возместить ущерб за повреждения автомобиля с коммунальных или дорожных служб

Хороший автомобиль – удовольствие недешевое. К тому же необходимо регулярно проходить ТО, покупать страховку. А если к этому еще добавить плохое состояние дорожного покрытия или его ненадлежащее обслуживание, в результате чего приходится делать внеплановый ремонт, становится, право слово, невесело.

Так, открытый люк может стать причиной того, что подвеску нужно будет заменить. Неправильно уложенные трамвайные пути приводят к повреждениям покрышек. Частыми причинами ДТП, а это каждый шестой случай, становятся колдобины и ямы на дорогах. И это далеко не полный список техногенных факторов, связанных с деятельностью человека, а именно дорожников.

А есть еще природные факторы, которые трудно предугадать. Во время урагана на автомобиль может упасть рекламный щит или кусок шифера. Повредить машину зимой может глыба снега или даже одна крупная сосулька. Никто не застрахован от падения ветки или целого дерева, в которое попала молния или просто пришло его время. Части этих повреждений можно было избежать, если качественно работали коммунальные службы городов и поселков.

Начнем по порядку. С проблем, причинами которых стала некачественная работа дорожников.

Ямы на дорогах

Согласно Законам «О безопасности дорожного движения» и Закону «Об автомобильных дорогах…» «пользователи дорог» — автомобилисты имеют право на компенсацию морального вреда, причиненного их жизни, а главное их здоровью и имуществу. В этих документах подробно расписано на ком лежит ответственность на всех этапах эксплуатации дорожного полотна: от проектирования дороги до ее поддержания в нормальном состоянии. Согласно ГК РФ вред, причиненный имуществу физического лица или ЮЛ, подлежит возмещению полностью. Также может быть компенсирован вред моральный. Там же указаны сроки: от недели до двух, за которые должны быть устранены все повреждения.

Яма на дороге
Яма на дороге

Нельзя покидать место происшествия до приезда ГИБДД и представителей дорожной службы.

  • Желательно записать на видео мельчайшие детали того, что случилось. Если это невозможно, тогда сделать качественные фото машины с привязкой к месту. Надежным помощником станет видеорегистратор, запись которого может пригодиться в суде;

 

  • Также в особенном случае важно обратить свое внимание и тоже осуществить видео — фиксацию знаков, предупреждающих об опаснейшей дороге. Чтобы было видно, правильно ли они установлены и хорошо ли читаются. Или их просто вообще не было;

 

  • Необходимо найти двоих свидетелей, лучше, если это будут пассажиры автомобиля. Или хотя бы один из них;

 

  • Если был оформлен полис КАСКО, да еще с вызовом аварийного комиссара, решение проблемы намного упростится. Так как за все необходимые формальности по взаимодействию с ГИБДД и службами, отвечающими за состояние дорог, будут отвечать они. Возможно, уже на этом первом этапе можно будет понять, покроет ли страховка ущерб или нет. И что делать дальше.

 

Когда на место прибудет представитель ГИБДД, работа продолжится.

Тщательно проследите за тем, чтобы размер просадки (ямы или выбоины), все дефекты, размеры дорожного полотна в месте происшествия и границы повреждения дороги с указанием обочин (по карте или навигатору) были тщательно, без ошибок зафиксированы. Также должен быть виден след торможения или юза, и как расположена машина на дороге.

Для того чтобы получить компенсацию за причиненный вред автомобилю, обязательно в протоколе должен быть отражен тот факт, что происшествие связано с ДТП.

представитель ГИБДД
представитель ГИБДД

Водителю желательно тоже составить свой документ, зафиксировать его подписями свидетелей.

Третий этап начнется, когда после сбора всех доказательств причиненного ущерба и снятия копий, будет подписано заявление специального образца о размерах причиненного автомобилю ущерба с требованием покрытия издержек на его ремонт. Для расчета суммы ущерба нужно обратиться в СТО или к независимым экспертам. В акте обязательно укажите, кем и когда велась съемка. Узнайте в ГИБДД организацию, ответственную за состояние дороги и по возможности не дайте им заделать яму. Если это произошло, тоже зафиксируйте этот факт на видео.

Обычно этот этап становится последним, но нередко страховая компания отказывает в удовлетворении части требований, считая их завышенными. Тогда можно подать исковое заявление в суд по месту регистрации ответчика. Или начать с прокуратуры, куда отправить жалобу заказным письмом.

Предмет на дороге

Это неприятное происшествие тоже может случиться с каждым автомобилистом. Причем неважно, как далеко от дерева или дома припаркован был железный друг. Внешне вполне здоровое дерево под действием урагана может переместиться на значительное расстояние. А среди лесов, растущих вдоль региональных дорог, еще труднее обнаружить больные стволы.

Предмет на дороге
Предмет на дороге

Край крыши, еще вчера безопасный, с точки зрения наледи, после оттепели за несколько часов превращается в скопление сосулек. И не всегда во дворе дома можно найти свободное место для парковки.

Снова главное требование – ничего не трогать.

Шаг 1. Нельзя переставлять автомобиль, нельзя убирать снег.

Иначе доказать вину кого бы то ни было будет практически невозможно. Зафиксируйте на фото или видео ущерб и свою машину с разных сторон с привязкой к месту;

Наберите экстренный номер для вызова наряда полиции. Именно они будут составлять акт, если автомобиль не принимал участия в движении. Если происшествие с падением дерева случилось в пути, только тогда приедут сотрудники ГИБДД и дорожники. Также нужно внимательно перечитать страховой полис, и ознакомиться с включенными в его состав, опциями. Если событие является страховым случаем, то действовать нужно согласованно со страховой компанией по методичке;

Если на месте происшествия были свидетели, запишите тщательно их фамилии, адреса, контактные телефоны. Составьте протокол и внимательно его прочитайте. Удостоверившись в том, что все данные указаны точно. Подпишите его и снимите для себя копию.

Если оформляете протокол в отделении полиции, то в первую очередь затребуйте копии документов, составленные нарядом. Во – вторых, приложите свои фото и данные свидетелей. В – третьих, приложите подробнейшее описание события.

Шаг 2. На этом шаге нужно собрать полные данные об ущербе и его размере.

Для этого:

  • Затребуйте в полиции постановление об отказе возбудить дело;
  • Так как собственник здания, ЖЭК или УК несут ГО за причиненный вред, нужно найти ответственное лицо. Сделать это нетрудно. Следует направить в Росреестр запрос (можно в электронном виде) и через несколько дней ответчик будет установлен;
  • Затем нужно обратиться к независимым экспертам или в оценочную комиссию за отчетом об оценке ущерба. Чтобы собственник в суде не говорил, что не получал извещение о времени и дате осмотра, отправьте ему телеграмму;

Шаг 3. Попробуйте решить дело миром в досудебном порядке.

Это сэкономит время обеим сторонам процесса. Для этого обратитесь в УК или коммунальную службу с досудебной претензией. Составить ее помогут юристы, знакомые с этой проблематикой. Также всю необходимую информацию, при желании можно найти в интернете.

В этой претензии нужно дать исчерпывающие данные о сумме ущерба, обстоятельствах, имевших место и, самое главное, требование возместить добровольно причиненный вред. Чтобы это не было голословным, приложите к претензии полученные из полиции документы, а также отчет экспертов;

Если коммунальщики не готовы решить дело таким путем, следует перейти к четвертому шагу, а именно обратиться в суд. И доказывать, что дерево было здоровым и виноват ураган, а рядом со зданием не было запрещающих знаков.

Шаг 4. В иске, который нужно подать по месту нахождения ответчика, подробно укажите обстоятельства дела.

Все предпринятые шаги. А также помимо собственно причиненного сосулькой или деревом ущерба, дополнительные расходы (оплата за оценку, юруслуги). Тот факт, что предлагалось решить дело миром. Уплатите госпошлину.

размеры выбоины
размеры выбоины

Если все предпринятые шаги не дали результата. Но случай не подпадает под страховой (причем не было ни ограждений возле здания, ни предупреждений об опасном объекте или знаков) продолжайте доказывать свою правоту.

Всегда лучше предупредить неприятность, чем потом устранять ее последствия.