Skip to main content
Колесо автомобиля

Балансировка колес: что это простыми словами и для чего нужна

Балансировкой называют техническую процедуру, которая позволяет с помощью противовесов добиться максимального совмещения оси вращения с центром тяжести колеса. Цена услуги небольшая, время выполнения от 40 минут до 2 часов. В случае дисбаланса происходит неравномерное истирание покрышек, как на фото, быстрое изнашивание узлов и отдельных деталей, снижение управляемости.

Причины и признаки

Процедура направлена на повышение безопасности. Ее задача добиться равномерного распределения массы и плавного вращения колеса при движении. В процессе балансировки центр веса протектора совмещают с осью вращения, закрепляя небольшие противовесы против наиболее массивных частей. Размещают грузики по обе стороны диска, чтобы максимально уравновесить трехмерный объект.

диск на колесе

В ходе эксплуатации шина соприкасается с дорожным полотном, бьется о бордюры, постоянно подвергается износу. В результате происходит разбалансировка, которая сопровождается следующими признаками:

  1. В салоне чувствуется вибрация, особенно выраженная в части размещения передних сидений и панели. Ощущения усиливаются, когда скорость превышает 100 км/ч, нередко проникают через дно транспортного средства.
  2. Отмечается биение руля, достаточно сильное в случае дисбаланса передней пары, слабо выраженное при проблеме задней. Наиболее часто толчки возникают, когда машина набирает скорость от 60 до 120 км/ч. При дальнейшем ускорении биение может исчезать.
  3. Покрышки изнашиваются неравномерно, чашеобразно или волнообразно.
  4. Прокачка колеса происходит с «плавающим» звуком.
  5. Ухудшается управление авто, падает курсовая устойчивость.
  6. Комфортность поездок снижается.

Обычно дефект выявляют и устраняют при техническом осмотре. Но если проблема возникла до запланированного посещения автосервиса, лучше не тянуть время, провести внеплановую диагностику и прибегнуть к балансировке. Срочная помощь необходима, когда колесный диск погнулся, изношенность протектора бросается в глаза.

Небольшие вибрации часто возникают в период сезонной замены покрышек. Это естественный процесс, спровоцированный длительным хранением с легкой деформацией резины. После небольшого проката покрышки примут нормальную форму и дефект исчезнет.

Как часто прибегать к балансировке

Выделяют несколько стандартных ситуаций, при которых выполнить проверку и процедуру необходимо:

  1. Замена шин — сезонная или вызванная попаданием в яму, ударом, частыми ускорениями с резким торможением либо с пробуксовкой.
  2. Пробег больше 15 000 км с неравномерной изношенностью протектора.

Конкретные промежутки, в которые следует прибегнуть к балансировке, производителями авто не заявляются. Но практика показывает, что при нормальном состоянии протекторов и отсутствии вибраций в салоне, выполнять контроль лучше через 5-8 тыс. км. Когда практикуется агрессивный стиль вождения, езда по бездорожью, рекомендуются к балансировке прибегать каждые 2-3 тыс. км.

Основные этапы

В гараже провести процедуру невозможно — для устранения дисбаланса необходима компьютерная диагностика. На СТО балансировка проходит в несколько этапов, выполняется мастерами, имеющими большой практический опыт.

Процесс балансировки колес

Пошаговая инструкция:

  1. Колеса демонтируют, ставят на ободья шины и прокачивают, поднимая давление до оптимального показателя.
  2. Устанавливают на авто, прочно фиксируют.
  3. Включают высокую скорость и вращают колеса.
  4. Регистрируют вибрацию, с помощью компьютера анализируют информацию для каждого колеса.
  5. Подбирают соответствующий груз либо для выравнивания баланса смещают шину, чтобы наиболее высокий и тяжелый участок был в другом месте.

Аппарат для балансировки колес

Для идеального выравнивания к ободу крепят противовесы. Грузики фиксируют зажимами или клеящими составами. Используют 2 вида противовесов:

  1. Набивные, которые устанавливают на кромочную часть диска. В конструкции грузика имеется специальное «ушко», размер которого различается в зависимости от типа диска — у легкосплавных крепеж крупнее, чем у штампованных, так как кромка намного толще. На хромированные диски набивные грузики ставить нельзя. Поврежденное фиксатором покрытие будет сильно шелушиться.
  2. Клеевые. Внешне выглядят как полосы, состоящие из нескольких частей. Вес каждого сегмента 5-10 г. Для получения оптимальной массы от грузика отделяют щипцами лишние участки. Насколько эффективны противовесы, зависит от устойчивости клеящего состава к агрессивной среде.

Производят грузики из металлов, практически не подверженных коррозии – свинца, цинка, стали.

Продолжительность и стоимость процедуры

Балансировка новых шин обычно занимает от 40 мин. Если процедура проходит после ремонта и устанавливаются старые шины, протяженность операции дольше — до 2 часов.

Цена услуги варьируется и зависит от посадочного диаметра. В Московском регионе все этапы операции с демонтажем, обратной сборкой и компьютерной диагностикой оценивают в среднем в 2000 руб. для полного комплекта колес.

Последствия разбалансировки

При дисбалансе даже одного колеса авто становится менее устойчивым при движении по прямой. Тормозной путь удлиняется, возможна полная утрата контроля в случае сильной разбалансировки. Повышение скорости может вызвать резонанс с кузовом — машина начинает «плясать», вероятно повреждение рулевых тяг, пружин и наконечников, сайлентблоков, расшатывание рулевого управления. Обоймы и шарики ступичных подшипников быстрее изнашиваются, люфт растет. А вместе с ним повышаются риски ДТП и капитального ремонта.

уход за колесом

Полезные советы

При установке шины на диск необходимо обработать борта специальным раствором для правильной посадки. Для снижения веса грузиков в случае значительного завышения массы лучше сделать полную посадку на диск с поворотом шины. Ряд производителей отмечают самую легкую часть цветной маркировкой. Отметка при балансировке должна находиться поблизости от ниппеля.

Периодическая проверка сбалансированности колес занимает немного времени и не приводит к существенным тратам. Если пренебрегать процедурой, вероятны дискомфорт, аварии и дорогостоящий ремонт с заменой деталей и узлов ходовой части.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *