Skip to main content

Как правильно составить схему ДТП

Результат любого ДТП – материальный ущерб, который возмещает страховая компания. Одним из ключевых документов, необходимым для получения денег является схема происшествия. Если нет пострадавших и разногласий между водителями, они обязаны составить ее самостоятельно. В противном случае это делают инспекторы ГИБДД.

Кто составляет документ?

Есть две ситуации, когда официальная бумага оформляется:

  • водителями при согласованном подписании европротокола;
  • сотрудниками ГИБДД, когда водители не смогли договориться.

ВАЖНО! Схема обретает статус юридического документа, если он составлен с учетом требований, накладываемых 12-й статьей Федерального Закона России ФЗ-40. В нем регламентируются материальное возмещение ущерба по ОСАГО. Если документ составлен неправильно, в выплате отказывают.

Что нужно указать?

Лица, которые заполняют документ, должны представить в нем достоверную информацию в полном объеме. К графической части жестких требований законами не установлено. Но для того, чтобы ГИБДД и страховщики смогли установить степень виновности участников аварии, содержание схемы должно включать:

  • сведения и местности (улица, пересечение, километр трассы и т.п.);
  • расположение автомобилей после столкновения с привязкой к недвижимым объектам;
  • описание преград, которые имелись на пути следования машин;
  • места установки светофоров, указателей с описанием значения;
  • перечень ТС, которые находились поблизости перед ударом с описанием характера передвижения;
  • место первичного столкновения, расположение авто после аварии.

На бумагу переносится имеющаяся на дороге разметка. Это необходимо, чтобы установить, было ли нарушение, которое и привело к дорожно-транспортному происшествию.

Правила заполнения

Сотрудники дорожной полиции умеют правильно заполнить протокол. Трудности возникают, когда водители делают это самостоятельно. Бланк состоит из двух частей, каждая из которых заполняется одним из участников происшествия. Почерк должен быть максимально понятным. В идеале текст пишется печатными буквами. Это необходимо, чтобы впоследствии не было разночтений и недоразумений.

ВАЖНО! Действующие требования законодательства и принятые нормы предполагают, что европротокол заполняется шариковой ручкой. Цвет – синий или черный. Использование карандаша, чернил и прочие художества недопустимы.

Когда нужно отредактировать чертеж с расстановкой объектов, это делается следующим образом:

  • перечеркивается неправильный элемент;
  • вносится верное положение объекта;
  • указывается фраза «исправление верно».

Под каждым исправлением ставятся подписи участников. Редактировать можно только той же ручкой, которой изначально составлялся документ.

Каждая часть бланка заверяется подписями обоих участников ДТП. Автографы ставятся на обратной стороне в соответствующие графы. Предварительно оба водителя изучают написанное. После визирования ничего исправлять нельзя. С этого момента документ приобретает юридическую силу. Без подписей он недействителен.

Необходимые документы

Помимо графической части пакет документации, необходимый для получения страховки, включает письменные объяснения. Их заполняют лица, находящиеся за управлением авто в момент случившегося. Это касается всех участников. Форма изложения свободная, но содержит обязательные атрибуты:

  • название документа;
  • дата составления;
  • город, где был составлен;
  • личные данные заполняющего лица;
  • подпись с расшифровкой.

Также требуется протокол, в котором прописано, что пострадавших нет, и речь идет об административном делопроизводстве. Оформляется первичная справка о дорожно-транспортном происшествии. Все это вместе со схемой ДТП нужно приложить к заявлению и подать страховому агенту для получения денежной компенсации.

Как самостоятельно составить схему ДТП: пошаговая инструкция

Когда отсутствуют разногласия, и водители приняли решение разрешить ситуацию мирным путем (без разбирательства), оформить бумаги можно самостоятельно. Не нужно вызывать работников дорожной полиции и представителей страховой компании. Чтобы все сделать правильно, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

Определение масштаба чертежа

Размер нанесенных объектов должен быть таким, чтобы вся графическая часть помещалась на лист формата А4. Границы проезжей части, дорожные знаки, светофоры, автомобили указываются схематично. Важно нанести на эскиз объекты недвижимости, к которым можно привязать транспортные средства для определения их месторасположения.

Нанесение участка дорожного покрытия

Детализация схематична. Прорисовывать мелочи не стоит. Достаточно линиями указать границы полотна, пересечения, указатели, разметку. Кривые, перекрестки, пересечения с путями других видов транспорта вносятся в масштабе. Цель – сделать чертеж максимально точным и понятным для восприятия.

Расстановка автомобилей

Машины указываются схематично. Это прямоугольник, сориентированный по траектории движения. Направление указывается схематичными фарами. Это треугольники, имитирующие свет фар. Детализировать ничего не нужно. Если это полуприцеп, наносится два прямоугольника: тягач и прицеп. Нужно нанести все транспортные средства в точках, где они были до удара и после столкновения.

ВАЖНО! Содержание схемы не может иметь помарок. Для этого составляют черновой вариант, а после согласования переносят всю информацию на чистый лист. Бланк извещения страхового агента заполняется после того, как будут устранены все спорные моменты, и эскиз не будет вызывать нареканий ни у одного из шоферов.

Нанесение координат

Чтобы точно определить месторасположение транспорта, нужно «привязать» его географически. Для этого измеряются расстояние от автомобиля до ближайших стационарных объектов. Это может быть здание, дорожный знак, светофор, остановка и т.п. Измерения выполняются стандартной рулеткой. Сведения указываются в метрах с точностью до одной десятой. Только после этого весь пакет документов предоставляется страховщикам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *