Skip to main content
аккумулятор автомобиля

Почему вздулся аккумулятор автомобиля по бокам и что делать

Эксплуатация аккумулятора автомобиля не рекомендуется, если стенки подверглись деформации. Чтобы корпус не вздулся, следует знать причины дефекта и не допускать их появления — хранить АКБ в сухом месте при комнатной температуре, избегать механического воздействия, следить за плотностью электролита и его уровнем. Когда произошло повреждение вешней оболочки, лучше не делать ремонт самостоятельно, а посетить СТО для замены устройства.

Причины и что делать

Вздутие является признаком утраты батареей способности выполнять свои функции. К деформации приводит чрезмерное выделение и скопление газов во внутреннем пространстве корпуса с невозможностью выхода сквозь дренажи. Вздувшийся аккумулятор необходимо заменить, его эксплуатация чревата опасными последствиями. Чтобы проблема не возникла снова, желательно перед заменой установить, что привело к деформации, и не повторять ошибку.

Разводной ключ в руке

Замерзание электролита

Зимой электролит может при сильном морозе кристаллизоваться. Раствор, состоящий из дистиллята и серной кислоты, заполняет банку и обеспечивает процесс генерации тока. Снижение температуры приводит к уменьшению плотности электролита и постепенному промерзанию воды. Жидкость, превращаясь в кристаллы, давит на стенки, заставляя их округляться.

Замерзание происходит по нескольким причинам:

  • разрядка АКБ — частичная либо полная;
  • оставление АКБ с неполным зарядом на улице при низкой температуре;
  • дешевая модель батареи с тонкими стенками;
  • производственный брак.

Замерзание электролита

Чтобы электролит не мог замерзнуть, необходимо поддерживать его плотность и уровень. Для проверки рекомендуют применять ареометр. Если плотность чрезмерная, разбавляют состав дистиллятом, когда недостаточная, доливают кислоту.

В морозы держать аккумулятор лучше в тепле. Предельно низкая температура, при которой АКБ следует убрать в помещение на ночь -25ºС.

Большой объем газов

Проблема возникает в результате повышения температуры или в случае перезарядки. Электролиз сопровождается выделением водорода и кислорода. Если объем газов возрастает, усиливается давление. При недостаточном дренаже воздух, скопившийся в корпусе, распирает стенки.

Чтобы избежать деформации, следует летом не допускать перегрева, а зимой промерзания, не прибегать к длительному простою, внимательно отслеживать коррозию металлических частей. Нередко вздутие происходит по банальной причине — дренажные отверстия не пропускают газы из-за скопления грязи.

Предупредить выход АКБ из строя поможет:

  1. Проверка напряжения на клеммах — на зарядке и при работе движка. В норме для свинцово-кислотной батареи показатель равен 14,4 В.
  2. Периодическая чистка дренажных каналов — с использованием тонкого ершика, насоса со срезанным наконечником или ватной палочки.
Излишки водорода могут появляться в результате неверного выбора зарядного устройства либо неправильного подключения. Лучше использовать ЗУ-автомат с контролем режима и времени подзарядки.

Повреждение корпуса

Наличие даже микроскопической трещины или вмятины провоцирует увеличение давления в месте дефекта с выпячиванием стенки. Такие повреждения возможны при механическом ударе, при сильной вибрации, в случае несоблюдения правил транспортировки аккумулятора.

К термическим повреждениям корпуса приводят резкие смены температуры, повышающие хрупкость пластика, а также прямое воздействие солнечных лучей. При повышении температуры возникает угроза расплавления внешней оболочки батареи с деформацией, разрушения сепараторов и пластин с рисками возгорания и взрыва.

Повреждение корпуса акб

Для предотвращения опасной ситуации:

  • нежелательно подвергать АКБ механическому воздействию — падению, ударам;
  • нельзя допускать промерзания электролита, приводящее к расширению стенок;
  • нужно контролировать плотность и уровень электролитного раствора.

При обнаружении вмятины необходимо слить жидкость, просушить АКБ и залить новый состав. Пи наличии скола или трещины лучше заменить батарею.

Перезарядка

Слишком быстрая или продолжительная перезарядка также провоцирует излишнее выделение газов с последующим вздутием стенок по бокам или с разрывом корпуса. Процесс сопровождается повышением напряжения, идущего на клеммы, что повышает температуру, постепенно разрушает решетки электродов и приводит к испарению электролита.

Диагностика АКБ

Перезарядка может вывести из строя все электрическое оборудование. Не допустить проблемы легко, отслеживая показатели напряжения и тока. В норме предельно допустимое напряжение до 15 В. Но в случае неисправности генератора вероятны скачки в 18-20 В. Желательно провести диагностику, при необходимости отремонтировать генератор.

Замкнула банка

Провокатором вздутия становится короткое замыкание в одной ячейке или в нескольких одновременно — происходит контакт между свинцовыми пластинами. Причины контакта:

  1. Скачки температуры, под влиянием которых пластины повреждаются в результате расширения электролита в мороз или повышения давления пара в жару.
  2. Выпадение на пластинах конденсата, который является проводником тока. Риски возникают, если авто стоит в помещении с высокой влажностью либо движок запускают без предварительного прогрева.
  3. Механическое повреждение, разрушающее изоляционную прокладку между ячейками.
  4. Старение пластин, приводящее к осыпанию свинцовой пыли, к ее попаданию в электролит. Образуется смычка, которая соединяет «плюс» и «минус», провоцируя короткое замыкание.

черный АКБ

Предупредить КЗ несложно, храня батарею при комнатной температуре, отслеживая плотность раствора, не допуская механического воздействия. При серьезном износе пластин придется менять АКБ — естественный процесс старения повернуть вспять невозможно.

Заводской брак

Производственный дефект электролита, пластины или активной массы нарушает течение химической реакции, вызывает усиленное производство газов. Если вздутие АКБ выявлено в первые 2 недели эксплуатации, нужно возвращать товар продавцу, требуя замены или возврата средств.

Лучше до покупки оценить подлинность аккумулятора. Признаками контрафакта являются нечеткость этикетки, кривизна печати, отсутствие информации о серии, модели, гарантиях. К батарее должен прилагаться сертификат качества. Если производитель известный бренд, на этикетке обязательно проставлен номер партии либо уникальный код. В таком случае легко убедиться в подлинности АКБ, проверив информацию по горячей лини или на официальном портале производителя.

Также не помешает убедиться в качестве товара, проведя визуальный осмотр. Батарея должна быть чистой, не иметь сколов и вмятин, ржавчины. Нужно проверить крепление клемм на отсутствие люфта, прочность пластика — при нажатии рельефная поверхность корпуса не должна прогибаться. Работоспособность проверяют сразу после покупки тестером, который показывает значения заряда, напряжения, емкости. Не помешает проверка на холодный запуск — он должен быть стабильным, без перегрева и сбоев.

Частые вопросы

Можно ли использовать аккумулятор с раздутыми боками?
Как понять, что устройство вздулось?
Сколько может проработать вздувшийся аккумулятор?
Куда деть деформированный аккумулятор?

Последствия

В результате деформации возникает опасность, как для человека, так и для экологии. Основные риски:

  1. При эксплуатации возможен взрыв устройства с последующим коротким замыканием, приводящем к возгоранию пластиковых деталей. Горящий пластик выделяет густой черный дым, насыщенный токсинами. Также возможны повреждения сальника, воздушного фильтра.
  2. При взрыве и горении корпус оборудования разрушается, через трещины вытекает кислота. Когда капот авто открыт, возрастает вероятность получения термического и химического ожога.
  3. Если при расширении корпуса батарею закоротило, предохранители могут подвести, что приведет к выходу из строя ЭБУ — электронного блока управления.

возгорание авто

Даже при отсутствии горения токсины выделяются в воздух вместе с парами кислот, вызывают проблемы дыхательной системы.

Вздутие АКБ провоцируется несколькими причинами — перепадами температуры, повышением объема газа, выпадением конденсата на клеммах. Аккумулятор с деформированным корпусом не подлежит ремонту, его нужно немедленно утилизировать. Эксплуатация неисправного устройства чревата возгоранием, взрывом с рисками травмирования и отравления хозяина авто, окружающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *